Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос готовности детей к школе всегда был актуальным. Есть несколько факторов, которые повышают важность этого вопроса сегодня. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс начальной школы неподготовленными к обучению, то есть без хорошо сформированных базовых элементов готовности.
Это связано с непониманием важности этого вопроса многими родителями и отсутствием конкретных и прямых рекомендаций по этому вопросу со стороны неспециалистов.
Подготовка детей к школе должна начинаться задолго до их рождения с учетом будущего здоровья их родителей. На первый взгляд это звучит парадоксально, ведь многие отклонения в развитии ребенка планируются уже на уровне неблагоприятных осложнений генетической и развивающей ситуации в утробе матери. Именно поэтому после пяти-шести лет часто уже поздно беспокоиться о готовности к школе, но, конечно, многое можно исправить и в этом возрасте.
Дети должны достичь определенного уровня физиологического, когнитивного, эмоционального и речевого развития, прежде чем они начнут учиться в школе. Достаточные знания об окружающем мире и формирование основных понятий необходимы для школьного обучения. Ребенок должен уметь совершать мыслительные действия, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, планировать свои действия и осуществлять самоконтроль.
От того, насколько хорошо ребенок подготовлен к школе, во многом зависит его способность успешно решать задачи развития своей личности, повышать эффективность обучения и успешно развиваться как профессионал. В современной психологии до сих пор нет единого и четкого определения школьной готовности или зрелости.
Л.И. Божович отмечает, что школьная готовность заключается в развитии определенного уровня мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности произвольной организации познавательной деятельности и социального статуса ученика.
В настоящее время общепризнано, что готовность к школе — это многофакторное образование, требующее комплексного психологического исследования.
Существует несоответствие между требованиями школы и готовностью детей принять их. Сегодня, независимо от возраста и способностей, большому количеству детей очень трудно адаптироваться к школе, в основном потому, что они психологически не готовы к тому виду школьного обучения, к которому привыкли. Поэтому вопрос данного исследования заключается в том, чтобы выяснить, существуют ли различия в уровне социально-психологической готовности детей и каковы характеристики их социально-психологической готовности.
Цель исследования: изучить особенности психологической готовности дошкольников к обучению.
Задачи исследования:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
• Рассмотреть явление «психологической готовности к школьному обучению» в психологии;
• Определить условия формирования психологической готовности к обучению;
• Провести констатирующий эксперимент с целью определения уровня психологической готовности дошкольников к обучению;
• Разработать рекомендации по повышению уровня психологической готовности к обучению.
Объект исследования: психологическая готовность детей к школе.
Предмет исследования: психологические характеристики готовности детей к школе.
Гипотеза исследования: мы считаем, что занятия в детском саду требуют различных подходов, основанных на особенностях интеллектуального развития детей. Внедряя различные подходы к организации занятий, мы сможем обеспечить успешность интеллектуального развития детей и повысить эффективность изучения данного материала.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Г. Витцлак, В.Т. Горецкого, В.В. Давыдова, методика А.Н. Солдатова «Мотивационные предпочтения», методика Н.И. Гуткиной «Домик».
Методы исследования: теоретический (анализ литературы и обобщение теоретических источников по проблеме), методы обработки информации, констатирующий эксперимент.
Структура работы: курсовая работа объемом … страницы, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, содержащего .. источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
1.1 Понятие психологической готовности к обучению
Готовность к школе детей дошкольного возраста изучалась многими отечественными и зарубежными психологами.
А. Анастази рассматривает готовность к школе как приобретение навыков, знаний, мотивации и других поведенческих характеристик, необходимых учащимся для получения максимальной отдачи от школы [6].
В исследованиях Я. Йирасека выделяются три компонента готовности к школе. Это интеллектуальная готовность (дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление и т.д.), эмоциональная готовность (относительно хорошая эмоциональная стабильность и мотивация к обучению) и социальная готовность (потребность в общении с другими детьми и способность следовать правилам детской группы) [9].
Л. Божович понимает школьную готовность как "соответствующий уровень развития познавательной деятельности ребенка перед началом обучения в школе, а также уровень развития его мотивационной сферы и, следовательно, его отношения к действительности" [3, с. 170].
Л.С. Выготский одним из первых советских психологов выдвинул идею о том, что психологическая готовность к школе зависит не от количественного запаса представлений дошкольника об окружающем мире, а от степени развития его мыслительных процессов. С точки зрения Л.С. Выготского, когда достигнут уровень развития психических процессов, ребенок готов к обучению в школе. Этот уровень заключается в способности ребенка выделять главные и важные явления окружающего мира, сравнивать и находить сходства и различия в реальных явлениях, анализировать действительность и логически рассуждать, что приводит к правильным выводам о предметах и явлениях окружающего мира. Важным критерием готовности к школе является способность детей следить за рассуждениями учителя и понимать объясняемые им причинно-следственные связи [4].
Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, "готовность к школе означает, прежде всего, способность к обобщению и выделению предметов и явлений окружающего мира в соответствующие категории" [3, с. 171].
По мнению И.Ю. Кулагиной, "психологическая готовность к школе — это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной и волевой сфер" [10, с. 91]. И.Ю. Кулагина как и многие другие психологи, выделяет в структуре психологической готовности к школе три элемента: личностную (мотивационную), интеллектуальную школьную готовность и готовность в сфере спонтанности И.Ю. Кулагина выделяет развитие познавательных потребностей дошкольника, формирование спонтанного поведения, следование заданным правилам и нормам Личностная школьная готовность понимается как способность делать следующее Интеллектуальная готовность к школе включает развитие мыслительных процессов. Она подразумевает способность анализировать, обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их по определенному списку, находить сходства и различия, определять причины тех или иных явлений и делать выводы на основе причинно-следственных связей. Помимо развития мыслительных процессов, интеллектуальная готовность включает в себя развитие памяти, воображения и речи дошкольников; И.Ю. Кулагина отмечает, что дошкольная психологическая готовность — это целостное образование, и если отдельные элементы развиты недостаточно хорошо, то возникают проблемы с дошкольной психологической готовностью в целом [10].
Л.А. Венгер определяет психологическую готовность к школе как совокупность личностных качеств ребенка дошкольного возраста, таких как мотивация, личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность [13].
Н.И. Гуткина понимает психологическую готовность к школе как готовность к усвоению отдельных частей культуры, включенных в содержание образования в форме учебной деятельности, которая представляет собой сложное структурно-системное образование, охватывающее все стороны психики ребенка. Оно включает в себя сферу мотивации и воли личности, примитивную систему обобщенных знаний и способов мышления, различные учебные умения и навыки. Это не сумма отдельных качеств и характеристик, а их общее единство [16].
Согласно "Энциклопедии психологии и образования", психологическая готовность к школе — это совокупность психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Эти качества можно разделить на компоненты:
1) Мотивационная готовность - положительное отношение к школе и желание учиться;
2) Психическая или когнитивная готовность - адекватное развитие мышления, памяти и т.д. когнитивные процессы, определенный объем знаний и навыков;
3) Спонтанная готовность - достаточно высокий уровень спонтанного развития поведения;
4) Коммуникативная готовность - умение общаться со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение к взрослым как к учителям [19].
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
В семейной психологии дошкольное детство определяется как период от 3 до 7 лет. Этому периоду предшествует период младенчества (от 0 до 1 года) и ясельного возраста (от 1 года до 3 лет).
Рассмотрим основные параметры психического развития у детей дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., МГУ, 1999. – 148 с.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., МГУ, 1992. – 98 с.
3. Божович Л.И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1991. – С. 14–21
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; Воронеж, 2005. – 164 с.
5. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. №10. – С. 19–25
6. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. 1998, №2. – С. 56–61.
7. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. – 96 с.
8. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 2005, – №8. – С. 66–74.
9. Витилах Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. – М., МГУ, 1996. – 126 с.
10. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12. – С. 17–20.
11. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., МПГУ, 1992. – 48 с.
12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., МГУ, 1996. – 154 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., МГУ, 1996. – 64 с.
14. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 2001, №4. – С. 11–13.
15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., изд-во «Наука», 1991. -87 с.
16. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. – С. 17–20.
17. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., МГУ, 2001. – 68 с.
18. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности. – М., МПГУ, 1994. – 82 с.
19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., изд-во «Наука», 2002. – 96 с.
20. Копылева И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни? // Начальная школа. 2002. №1. – С. 96–100.
21. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., МГУ, 2001. – 86 с.
22. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., МГУ, 2005. – 84 с.
23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., МГУ, 2001. – 94 с.
24. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., изд-во «Наука», 2006. – 82 с.
25. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., МГУ, 2000. – 126 с.
26. Практическая психология образования // под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2006. – 248 с.
27. Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2001, №8. – С. 25–28.
28. Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М., МГУ, 2000. – 97 с.
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., МГУ, 2000. – 286 с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с.